С 1 июля 2022 года заработает антиотмывочная платформа «Знай своего клиента» (ЗСК). Это позволит Центральному банку участвовать в оценке банковских клиентов на причастность к проведению сомнительных операций. Все компании и ИП будут делить на 3 группы по степени риска нарушения антиотмывочных норм. Компании разделят по принципу светофора, где «красная» группа — наиболее рискованная.
Главной целью создания платформы ЗСК заявлено снижение нагрузки на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес и формирование так называемой экосреды «зеленых» клиентов. То есть клиентов с низким уровнем риска, к которым относятся лица, осуществляющие реальную хозяйственную деятельность без «примеси» подозрительных операций. По таким клиентам платежи должны осуществляться без ограничений.
После внедрения ЗСК банки планируют сокращение «перестраховочных» запросов о предоставлении дополнительной информации и документов о проведении операций и, как следствие, обещают снижение трудовых и временных затрат бизнеса на взаимодействие с ними.
На самом деле создание платформы позволит банкам сконцентрировать свое внимание на операциях действительно важной зоны высокого («красного») уровня риска — то есть на лицах без реальной хозяйственной деятельности, как правило зарегистрированных на подставных физических лиц.
По оценкам ЦБ доля клиентов низкого уровня риска составляет 99% общего количества предприятий и ИП, а высокого уровня риска не превышает 0,7%.