Налоговая служба начала разработку первого этапа внедрения обязательного электронного документооборота (ЭДО) для бизнеса: сейчас полным ходом идет подготовка недостающих нормативных актов в сфере ЭДО, которая должна завершиться к концу 2021 года.
Следующий этап — инфраструктурный: аккредитация операторов ЭДО, доработка новых форматов электронных документов, его окончание запланировано на 2-й квартал 2022 г. Параллельно до 3-го квартала 2022 года налоговая служба будет проводить работу по стимулированию передачи всех счетов-фактур в стране в электронной форме (как будут мотивировать бизнес — пока не известно).
И к концу 2023 г. фискальное ведомство планирует полностью обеспечить возможность обмена между бизнесом (то есть, между всеми юридическими лицами и ИП) всеми документами, закрывающими хозяйственные операции.
Таким образом, перед ФНС поставлена цель перевести весь бизнес на ЭДО уже к 2024 году. При этом, Правительство РФ рассчитывает после внедрения ЭДО высвободить от бумажной работы 1,15 млн. человек. Государству это даст, в первую очередь, повышение эффективности налогового администрирования, а бизнесу — сокращение непроизводственных расходов и уменьшение налоговых рисков.
25 декабря 2020 г. Правительством РФ был принят программный документ — Концепция развития ЭДО в хозяйственной деятельности. Главные направления развития ЭДО до 2024 года в этом документе следующие:
1. Увеличение числа утвержденных форматов электронных документов. Как минимум, будут унифицированы форматы:
• договоров с контрагентом и приравненных к ним документов;
• актов сверки взаимных расчетов;
• транспортных и расходных накладных;
• ценовых спецификаций;
• заказов и их подтверждений;
• счетов на оплату;
• документов, оформляемых при возврате товара;
• претензий;
• КС-2;
• КС-3.
2. Переход от квалифицированных электронных подписей (КЭП) на USB-носителях к облачным цифровым подписям, которые позволят подписывать документы с любого устройства. С 1 июля 2021 года ФНС будет выдавать КЭП организациям, ИП и нотариусам бесплатно.
3. Внедрение электронных доверенностей, с помощью которых подписывать документы от имени предприятия можно будет не только КЭП директора, но и КЭП уполномоченных им сотрудников.
4. Упрощение и унификация правил обмена электронными документами. Главная цель — обеспечить государству доступ к первичным документам налогоплательщиков от оператора ЭДО для контрольной деятельности.